Риски развития Свердловской области

В августе 2013 года мной был подготовлен доклад по рискам развития Свердловской области. Его текст приводится ниже.
©

Социально-экономическое развитие
Свердловской области и его риски в 2013-2014 г.г.

Главной целью социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение «современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях». Под рисками в целях настоящей работы понимаются основные проблемы, которые могут встать при решении ключевых задач и реализации главных направлений деятельности социально-экономического развития Свердловской области в период 2013-2014 г.г. [1]

Ключевые задачи социально-экономического развития Свердловской области в период 2013-2014 г.г.[2]:

  1. повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной,
    здоровой и благополучной жизни граждан;
  2. обеспечение социальной стабильности в обществе;
  3. обеспечение устойчивого экономического роста;
  4. восстановление позиций Свердловской области в качестве региона — лидера развития России;
  5. увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения.

Основные направления деятельности в рамках реализации Программы социально-экономического развития
Свердловской области[2]:

  1. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни
  2. Многофокусное экономическое развитие
  3. Повышение эффективности государственного управления
  4. Устойчивое повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей города Екатеринбурга
  5. Выравнивание уровня социально-экономического развития территорий Свердловской области

Риски социально-экономического развития Свердловской области в 2013-2014 годах

Для объективной и всесторонней оценки рисков социально-экономического развития Свердловской области в 2013-2014 годах представляется необходимым корректно учитывать многофакторность влияний на происходящие в экономической сфере области изменения.

Наиболее значимые группы факторов влияния связаны:

  • с изменением внешних условий развития Свердловской области;
  • со специфическими проблемами, обусловленными особенностями социально-экономической ситуации в регионе.

1. Изменение внешних условий развития Свердловской области в 2013-2014 г.г.

Для оценки рисков развития Свердловской области наиболее существенным являются следующие внешние условия:

1.1. В апреле 2013г. Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило документ «Сценарные условия социально-экономического развития на период 2014-2016 годов». Согласно прогнозу по умеренно-оптимистичному варианту, темпы роста экономики Российской Федерации на 2014 год не превысят 4,2% в год.

На 2013 год оценка роста ВВП снижена с 3,7% до 2,4 % в основном за счет пересмотра в сторону понижения динамики инвестиций и менее благоприятного «эффекта базы».

Оценка прироста инвестиций на 2013 год понижена с 7,2 до 4,6%, главным образом, из-за корректировки инвестиционных программ крупными компаниями.

Табл. 1. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2009–2014 гг. по умеренно-оптимистичному сценарию (среднегодовые темпы прироста), %[3]

Показатель 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
(прогноз)
2014г.
(прогноз)
1. Рост мировой экономики -0,7 5,2 3,8 3,1 3,3 3,8
2. Валовой внутренний продукт -7,8 4,5 4,3 3,4 2,4 3,7
3. Индекс пром. производства -9,3 8,2 4,7 2,6 2,0 3,4
4. Инвестиции в основной капитал -15,6 6,0 8,3 6,6 4,6 6,6
5. Рост реальной заработной платы -3,5 5,2 2,8 8,4 4,5 5,2

Приведённые данные за 2011-2012 г.г. и прогноз на 2013г. свидетельствуют о снижении темпов роста инвестиций. Позитивный прогноз на 2014 год связан с ожиданиями роста инвестиций в результате постепенного восстановления внешних рынков, как товарных, так и капитальных, наряду с интенсивным проведением реформ по улучшению инвестиционного климата.

Несмотря на ожидание роста инвестиций в 2014 году, результат от него может проявиться позже, в 2015 году, а в 2013 и 2014 годах эффект снижения темпов роста инвестиций, несомненно, скажется на темпах социально-экономического развития Свердловской области.

1.2. Существенно вырастет открытость российской экономики, что связано, прежде всего, со вступлением Российской Федерации в ВТО, а также принятием целого ряда международно-правовых обязательств. В среднесрочный период следует ожидать роста конкуренции во многих целевых рынках Свердловской области.

Исследование последствий вступления России в ВТО, проведенное Российской экономической школой по заказу компании «Эрнст энд Янг», показывает, что на Урале часть отраслей испытает сокращение объемов производства.

Согласно проведенному анализу, влияние вступления России в ВТО будет совмещено с поэтапным подходом к либерализации торговли. В частности, средняя импортная пошлина в России снизится с 10,3 до 7,1 %, в том числе на сельскохозяйственную продукцию — с 15,6 до 11,2 %, на промышленную продукцию — с 9,4 до 6,4 %.

Указанные изменения приведут к падению производства во многих секторах экономики Уральского региона, в том числе: в строительстве (-1,51%), сельском хозяйстве (-2,72%), транспорте (-3,56% для воздушного транспорта), машиностроении (-4,88%), пищевой (-2,96%) и легкой (-5,87%) промышленности.

Правительство продолжит осуществлять политику регулирования внутренних цен на газ.

1.3. Изменение демографических трендов социально-экономического развития: постепенное старение населения Российской Федерации, выход на рынок труда новых поколений, обладающих новыми социальными ценностями, метрополитенизация (концентрация экономической деятельности в крупнейших городских агломерациях), увеличение мобильности населения. Сохранение Свердловской области в качестве территории, привлекательной для жизни, требует модернизации социальной инфраструктуры до уровня, адекватного повышающимся запросам общества.

1.4. Изменение федеральной инвестиционной, бюджетной и налоговой политики.[4]

а) Поэтапное увеличение бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций.

б) Повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование. Увеличение доли расходов на прикладные исследования. Еще одним приоритетом станет расширение объемов субсидирования процентных ставок и предоставление государством гарантий по образовательным кредитам.

в) Увеличение объемов средств, выделяемых на поддержку инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, повышение производительности труда и формирование механизмов управления качеством, развитие механизмов непрерывного образования на предприятиях, поддержка соответствующей деятельности бизнес-ассоциаций в качестве приоритетного условия придания необходимой динамики инновационному развитию экономики[5]. В связи с этим будут увеличены объемы бюджетного финансирования, направляемого на поддержку малого и среднего бизнеса.

г) Обеспечение дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно поддерживающим инновационные сектора экономики, проводящим результативную инновационную политику.

Указанные изменения федеральной политики делают необходимыми соответствующие изменения со стороны государственных и муниципальных органов власти, а также со стороны бизнес-сообщества Свердловской области.

2. Проблемы, которые предстоит решить в ходе социально-экономического развития Свердловской области

Не менее существенное влияние на развитие региона оказывают проблемы, связанные с особенностями структуры социально-экономической сферы региона и соответствующей внутренней логикой его развития.

Основные внутренние проблемы, ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, созданы как последствиями бурного, но несбалансированного роста 2000-х гг., так и актуализацией глобальных рисков развития в предстоящие несколько лет.

«Для бюджетной системы области по-прежнему сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от сырьевых отраслей экономики и внешнеэкономической конъюнктуры.

Областной бюджет несёт значительные потери по причине «теневых» зарплат, преднамеренных банкротств предприятий, попыток вывести финансовые потоки из Свердловской области и Российской Федерации.

В 2013 году в Свердловской области отмечается замедление темпов роста промышленного производства. Замедлились и темпы роста среднемесячной заработной платы.»[6]

2.1. Экономическая база области сосредоточена в секторах, не являющихся инновационными.

Основными ограничениями дальнейшего развития экономики являются слабый потенциал создания новых рабочих мест и ограниченные темпы роста.

Большая часть промышленных предприятий Свердловской области ведет деятельность в секторах традиционной промышленности (металлургия, машиностроение). Переоснащение устаревшего оборудования этих предприятий идет недостаточными темпами. Количество предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, очень мало.

2.2. Растут инфраструктурные ограничения развития Свердловской области.

а) Наиболее актуальные проблемы развития инфраструктуры связаны с подключением к инженерным сетям, водоснабжением и водоотведением, электроэнергией. Могут возникнуть трудности с прокладкой инженерной инфраструктуры по территориях соседствующих муниципальных районов (Екатеринбург и прилегающие к нему муниципальные районы – Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль), результатом которых станут недополученные этими муниципалитетами инвестиции.

б) Темпы строительства на территориях, особенно в пределах агломерации Екатеринбурга, значительно превосходят темпы развития инфраструктуры. Результатом такой рассогласованности является комплекс проблем, с которыми сталкиваются застройщики при подключении уже построенных домов к инженерным коммуникациям.

в) Проблема качества дорог имеет критическое значение, как для небольших населенных пунктов, так и для масштабных инфраструктурных проектов.

В регионе порядка 30,5 тысяч километров автодорог, больше половины из которых муниципальные — их состояние у специалистов вызывает особую озабоченность. Более 4,5 тыс. км дорог в Свердловской области являются бесхозными и нуждаются в ремонте.[7]

д) Коммунальная инфраструктура городов и населенных пунктов Свердловской области характеризуется высоким (более 60 процентов) износом основных фондов и значительными издержками на производство услуг.[8]

2.3. Постепенно исчерпываются ресурсы рабочей силы.[9]

а) Минимальное ежегодное падение численности населения трудоспособного возраста в период до 2015 г. составит 20-25 тыс. чел.

Несмотря на положительную динамику показателя миграционного прироста, он остается ниже естественной убыли населения Свердловской области.

Рис. 1. Динамика численности трудоспособного населения Свердловской области

рис1

б) Потребность региона в специалистах со средним специальным и высшим образованием не восполняется.

Масштабный приток дешевой низкоквалифицированной иностранной рабочей силы сам становится проблемой. Он вступает в противоречие с перспективными задачами, определенными Стратегией для Свердловской области, и имеет следующие основные негативные последствия:

  1. Блокирует внедрение трудосберегающих технологий.
  2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы.
  3. Увеличивает бюджетные расходы.
  4. Формирует крупные сегменты теневой экономики, контролируемые мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и ее граждан.
  5. Ухудшает криминогенную обстановку и социальную напряженность.

в) Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

г) Наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях Свердловской области при переизбытке в других. Значительная часть вакансий (более 60 процентов) сосредоточена в крупных городах Свердловской области с населением свыше 150 тыс. человек. Количество вакансий на трудоизбыточных территориях с коэффициентом напряженности рынка труда более 10 составляет всего 0,7%. При этом количество безработных этих территорий составляет 30% от общего количества безработных.

Следствием является застойная безработица во многих отдаленных территориях Свердловской области, особенно на северо-востоке.

2.4. Муниципальные образования Свердловской области развиваются неравномерно.

Неравномерное социально-экономическое развитие территории области приводит к увеличению разрывов в развитии между отдельными муниципальными образованиями по уровню жизни населения, плотности расселения, потенциалу экономики.

Среди муниципальных образований в Свердловской области наибольшее значение показателя по крупным и средним организациям сложилось в городских округах Пелым (39957,5 рубля), Екатеринбург (34250,5 рубля), Рефтинский (33459,3 рубля), Заречный (33398,1 рубля), Верхняя Пышма (32316,2 рубля). При этом существенно ниже среднеобластного значения (в 1,7-2,1 раза) заработная плата отмечается на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городского округа Верхняя Тура, Таборинского муниципального района, Туринского городского округа, Махнёвского муниципального образования.[10]

У муниципалитетов, не относящихся к Екатеринбургской агломерации, существуют проблемы, связанные с оттоком трудоспособного населения, кадровым дефицитом и миграцией молодежи в Екатеринбург. Такие муниципальные районы сильно отстают от областного центра в инфраструктурном развитии по износу инженерных коммуникаций, жилого фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры.

Увеличение диспропорций в развитии отдельных районов и городов создаёт опасность как для отдельных предприятий, находящихся на отстающих территориях, так и для экономического потенциала Свердловской области в целом.

Заключение

Таким образом, стратегия учета рисков должна строиться с пониманием того, что развитие региона происходит в ситуации постоянно меняющейся оптимальности, что в свою очередь требует наличия механизмов объективного мониторинга и эффективного реагирования.

Сегодня специалисты говорят о том, что уже очевиден ряд трендов, которые с высокой вероятностью будут оказывать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе и снижать имеющиеся риски.

К этим трендам относятся:

  • диверсификация экономики региона;
  • увеличение человеческого капитала;
  • увеличение доли креативного класса;
  • создание системы сервисов для людей творческого труда;
  • развитие самодеятельности профессиональных сообществ и местного самоуправления.

Необходимость диверсификации экономики и развитие новых, постиндустриальных отраслей обусловлена как общемировыми трендами, так и стратегиями развития Российской Федерации и Уральского федерального округа.

Недостаточные темпы модернизации промышленности являются основным риском развития Свердловской области. Увеличивающаяся конкуренция предъявляет жесткие требования к повышению эффективности производства и производительности труда.

Такие изменения, в первую очередь, должны опираться на дальнейшее развитие человеческого капитала, как основного ресурса экономики XXI века, и увеличение доли креативного класса в населении области.

Однако, требования, предъявляемые креативным классом к организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ), делают необходимым коренное улучшение состояния этих систем.

Доступность высокого уровня различных сервисов для людей творческого труда, создающих инновации уже в ходе своей обычной работы, является обязательным условием формирования нового уклада экономики.

Важным направлением развития Свердловской области является повышение открытости власти, опора на самодеятельность профессиональных сообществ, увеличение ресурсной базы и самостоятельности местного самоуправления.

В условиях замедления темпов инвестиций в основной капитал, повышения межстрановой конкуренции в связи со вступлением в ВТО и подписанием ряда других межгосударственных соглашений, обеспечение коренных инфраструктурных преобразований для повышения инвестиционной привлекательности становится ключевой задачей социально-экономического развития Свердловской области.

[1] Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года

[2] Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011 — 2015 годы

[3] Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации

[4] Регулируется следующими стратегическими документами: Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (РП РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» (РП РФ Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р). Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (проект от 18.10.2012 Министерства экономического развития РФ).

[5] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.12.)

[6] Бюджетное послание губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, 2013 год

[7] По данным информационно-аналитического агентства «Уралбизнесконсалтинг»

[8] Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области» на 2012 — 2016 годы

[9] Раздел подготовлен по данным ГБУ «Единый миграционный центр»

[10] По данным Министерства экономики Свердловской области

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *